Что может сказать любой среднестатистический россиянин о Воронеже, если это не воронежец, конечно? Наверно, он скажет, что это провинциальный русский город. Тот, кто более-менее знает географию, скажет, что Воронеж расположен примерно в шестистах километрах к югу от Москвы в Центрально-Черноземном регионе. Кто-то наверняка вспомнит о некой легенде, что, мол, в Воронеже живут одни из самых красивых девушек в нашей стране. Наверняка, у некоторых здесь есть друзья, говорящие с характерным для южных областей «г». Юные россияне расскажут о мультяшном котенке Василии, который живет в Воронеже на улице Лизюкова. Ну а взрослые вспомнят Петра Великого, который строил на воронежских вервях первые корабли русского военного флота. Но, к сожалению, практически никто не знает, что Воронеж – это еще и центр возрождающегося колокололитейного искусства. Конечно, это досадное упущение, которое должно быть исправлено.
Возможно, было бы неверным сказать, что никто не знает о воронежских литейных мастерских, потому что во многих русских православных храмах в России и даже за рубежом звон колоколов, отлитых в Воронеже, услаждает звук людей. С воронежскими производителями колоколов хорошо знакомы деятели церкви. Их доверие и признание вполне заслуженно.
История колокольного литья в России насчитывает много веков. Считается, что это ремесло пришло к нам с запада. Отливка больших колоколов и обычай звонить в них распространяется вместе с христианской верой. В России формируется несколько колокололитейных центров, где знаменитые мастера отливают не менее знаменитые колокола. Колокольное литье стало поистине искусством, секреты состава сплава металлов для отливки, расчеты формы, толщины колокола держались в секрете, передаваясь от мастера к ученику. Сложное и ответственное ремесло колокольного литья считалось священным, а колокола после отливки крестили и давали им личные имена. Отдельные колокола имеют свою богатую, порой весьма печальную историю. Так было в течение долгого времени.
Кто бы мог подумать, что в 30-х годах прошлого века колокольное производство в России практически прекратится. Советская промышленность изготавливала только сигнальные колокола, в основном, это корабельные рынды. В течение длительного периода советской власти традиции колокольного литья существовали и передавались только в устной форме. Но, к счастью, они все же сохранились, и в конце ХХ века колокололитейное ремесло начало свое возрождение. Одними из первых именно воронежские мастера воскресили многовековые каноны литейного искусства.
В Воронеже, в мастерской Подорожного литейщики начали отливать колокола больших форм, используя традиционный состав колокольной бронзы. Слушая малиновый перезвон колоколов, мы даже не задумываемся, почему так легко и светло становится на душе от этих звуков. А вот колокольный мастер знает, что мажорное звучание колокола достигается за счет сочетания в сплаве определенных пропорций меди и олова. Конечно же, имеет значение форма, способ обращения с металлом при плавке и разливке в формы. Важно знать и предусмотреть физические изменения, которые произойдут в вылитом в форму сплаве.
Необъятна наша Россия, где-то почти круглый год лето, а где-то – постоянная зима. Воронеж находится в средней полосе нашей страны, но колокола, отливаемые здесь, «живут» и поют и на юге, и на самом северном севере! И даже в лютый мороз не перестает раздаваться колокольный перезвон. Согласитесь, сколь много нужно знать в своем деле, сколь тщательно нужно произвести все расчеты, чтобы в любых погодных условиях колокол выдержал, не растрескался и не разбился! И всеми этими знаниями в совершенстве владеют мастера-литейщики в мастерской Подорожного. Поэтому заказы на отливку колоколов разных форм и размеров для создания целых колокольных ансамблей в храмах поступают из самых разных регионов страны. Да и зарубежные заказчики доверяют воронежским производителям колоколов. Вот что значит – по-настоящему владеть своим ремеслом и делом! Воронежские литейщики по праву заслужили свою славу!